Собственники помещений в многоквартирном доме не вправе в одностороннем порядке без согласия управляющей компании снизить плату за содержание жилья
В соответствии с ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В тех многоквартирных домах, которые управляются управляющими компаниями, размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в доме с учетом предложений управляющей компании и устанавливается на срок не менее чем один год. В предложении управляющей компании должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы.
Письмом от 12 июля 2019 г. N 25373-ИА/04 Минстрой России разъясняет, что размер такой платы, утвержденный общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, не может устанавливаться произвольно, он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности. Кроме этого, быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.
Порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является существенным условием договора управления многоквартирного дома. Изменение такого договора осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Стороны по договору управления многоквартирным домом не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления.
Если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принято без учета предложения управляющей компании (в одностороннем порядке), изменяет установленный договором управления размер платы и порождает убытки для одной стороны договора (управляющей организации), связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг, следовательно, влечет для другой стороны договора (собственников) неосновательное обогащение, то управляющая компания вправе обратиться в суд за защитой своих гражданских прав путем признания недействительным такого решения общего собрания.
О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг через платежных агентов
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
При этом оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – ФЗ №103) под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Частью 2 статьи 3 ФЗ №103 предусмотрено право платежного агента при приеме платежей взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.
Таким образом, взимание с потребителей комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг в отделениях банков, в почтовых отделениях, расчетно-кассовых центрах и в других пунктах приема платежей не нарушает действующего законодательства.